Советский модернизм наиболее противоречивое — и в то же время наиболее недооцененное явление в истории отечественной архитектуры. Будучи одним из трех основных советских стилей наряду с конструктивизмом и советской неоклассикой, советский модернизм является наименее изученным, а потому и наименее понятым. Само понятие «советский архитектурный модернизм» введено в массовую культуру лишь в 2000-х годах западными искусствоведами, что само по себе является удручающим фактом. Зачастую СовМод ассоциируется с серыми невзрачными коробками индустриальной жилой массовой застройки периода 1950-х – 1990-х годов. Однако непозволительным упущением было бы не оценить весь масштаб и всю многогранность архитектуры нашего модернизма.
Резкая смена руководства страны на рубеже 1950-ых – 1960-ых годов привела и к радикальной переоценке ценностей, в том числе и в культуре. На смену величественной и монументальной архитектуре сталинского периода пришло индустриальное строительство, в котором архитектор по сути становился винтиком строительно-промышленного комплекса, а не дирижёром процесса проектирования, а следом — и возведения архитектурного творения. Постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года архитектура растворилась в индустрии строительства и по сей день остается ее придатком. Без всякого сомнения, перемены требовались, ведь, учитывая рост городов и все еще ощутимые последствия ВОВ, насущным стал вопрос о значительной потребности в массовом жилье. Однако отрицание достижений предыдущей эпохи, репрессии в отношении архитекторов, проекты которых положительно оценивал товарищ Сталин, нанесли значительный вред и, лишь оправившись от шока полной индустриализации архитектуры, советский модернизм расцвел в своем лучшем свете. Советские архитекторы в тех жестких условиях смогли найти способы и методы композиционных решений, которые сформировали полноценный и самобытный новый советский стиль.
Подход к формированию жилой и общественной среды при главенствующей роли в партии Никиты Хрущева был особо контрастным. С одной стороны, масштабы возведения новых зданий стали фантастическими. Они были значительными даже в сравнении с безусловными успехами строительства сталинского периода. Миллионы советских граждан получили свои долгожданные квадратные метры жилой площади. Однако применение дешевых отделочных материалов (ведь все должно быть максимально дешево, никаких излишеств) в том числе и для значимых зданий, таких как дома-книжки на Новом Арбате в Москве вызывало эстетический ужас у населения СССР, привыкшего к строгому отношению в формировании городской среды прошлой эпохи. И это при том, что сама композиционная форма комплекса является одним из лучших примеров мирового модернизма.
Следуя мировым веяниям, советские архитекторы начинают проектировать вместо масштабных человеку социалистических кварталов огромные микрорайоны, которые конечно решают общие проблемы доступности благ цивилизации для значительных человеческих масс, однако, как показала история развития архитектуры, не способны создавать комфортную среду обитания для человека.
Но, не смотря на безусловные просчеты, в этот период были созданы и настоящие шедевры, такие как Дворец пионеров на Ленинских Горах по проекту архитекторов В. С. Егерева, В. С. Кубасова. Уникальный мир детства, полный новых впечатлений и открытий, формирующий настоящего человека.
Вообще тема общедоступного досуга, образования и воспитания детей и молодежи была одной из основных в СССР. Ведь практически в каждом, даже самом небольшом городке были построены Дворцы пионеров, учреждения научно-технического развития ребенка, кукольные театры и театры юного зрителя, спортивные комплексы. Это все наследие советской эпохи, которое мы очень часто упускаем из виду, порой ругаем, но которое по сегодняшний день верно служит нам.
Дворец пионеров, Украина, г. Львов, архитекторы А. Ващак, М. Сметана (1984 г.)
Дворец творчества детей и молодёжи, Россия, г. Воронеж, архитектор В.А. Быховский (1988 г.)
Помимо всего прочего массово строятся театры, кинотеатры, музеи, библиотеки, дома отдыха и рекреационные комплексы, доступные каждому гражданину советского общества. Да, многие постройки являются типовыми, а некоторые даже практически идентичными, но не будем забывать, что и многие даже гораздо более старые постройки докапиталистического периода являются копиями друг друга.
Библиотека Тбилисского Государственного Университета, Грузия, г. Тбилиси, архитекторы Б. Маминашвили, О. Сабашвили (1971)
Российская национальная библиотека . Новое здание. Россия, СПб, архитекторы Щербин В. Н., Варшавский Л. К. (1986-1998 гг.)
Драматический театр «Угала». Эстония, г. Вилянди, архитекторы И. Рауд, И. Леон, К. Лутс (1981 г.)
Одним из наиболее символичных архитектурных творений эпохи советского модернизма без всякого сомнения является павильон СССР на выставке в Монреале «Экспо-67». Архитектору Михаилу Посохину удалось передать образными методами архитектуры то, что его страна — великая космическая сверхдержава. Основным экспонатом советского павильона был первый в мире сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Ту-144. Стране было что показать миру, Союз был все еще нерушим.
Эпоха главенствующей роли в партии Леонида Брежнева положительно повлияла на развитие советской архитектуры. Модернизм поражал всем буйством присущих ему форм. Все чаще появлялись здания и сооружения, сметы которых значительно превышали социалистическую целесообразность, однако приходит понимание, что не все в мире возможно измерить сухим бухгалтерским подсчетом. Одним из таких объектов был пансионат «Дружба» под Ялтой, признанный одним из лучших в мировой истории архитектуры. Архитектору Игорю Василевскому удалось создать неповторимый образ, который и сегодня будоражит сознание вопросом: «неужели это возможно, неужели наша страна, наши люди могли возводить такое?»
Значимой вехой в истории нашего модернизма явились Игры XXII Олимпиады 1980 года. Объекты, построенные для ее проведения, и сегодня являют собой всю уникальную самобытность советского модернизма.
Отличительной чертой советского модернизма являются, в числе прочего, уникальные мозаичные панно и скульптуры, демонстрирующие различные мотивы социалистической жизни и абстракции, в которых угадываются космические мотивы, вера в будущее, убежденность в правильности коммунистического пути развития человечества.
Однако, этой противоречивой и в то же время бесспорно лучшей для каждого нормального, ментально советского человека эпохе пришел конец. Больше нет стремления человека в космос, желания построить справедливый мир. Нет беззаветной тяги к познанию, в мире стало меньше простой человеческой любви, ее пространство вытесняет рынок с его невидимыми руками. Мир с каждым днем становится опаснее и злее, но мы верим: наступит день, человек скинет с себя такие вязкие и до фальши приятные оковы обывательского благополучия, и вновь не сможет жить без космоса…Источник