151cdc30a54deb04

Самогонщики Смотреть онлайн

Сразу вслед за успешным опытом скрещения в короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» манеры американской «немой комической» с советским сатирическим пафосом Леонид Гайдай выпустил ещё одну двухчастёвку с прославившими его героями-масками — Балбесом, Трусом и Бывалым. Не столь уж важна публицистическая злободневность темы борьбы против пьянства и самогоноварения (а кино, кстати говоря, было в советские времена немалой статьёй доходов государства, как и водка), сколь ценна способность к обобщению частного случая, заострению реальной анекдотической ситуации, а главное — к типизации и типологизации конкретных характеров и превращению их в нарицательные образы, некие комические маски.

Любопытно, что Бывалый, который явно изображает из себя главного в этой троице авантюристов — это как бы ещё более уценённый (особенно в год деноминации советского рубля по реформе 1961 года) и лишившийся особых амбиций Бывалов («Волга-Волга» Григория Александрова, между прочим, непосредственного учителя Гайдая по ВГИКу). Трус, будучи в данной компании «хлипким интеллигентом», заимствует в какой-то степени черты героев и Бастера Китона, и Гарольда Ллойда, и Чарли Чаплина. Балбес же, вопреки обидному прозвищу за внешне туповатый и невозмутимый (тоже китоновский) вид, оказывается, пожалуй, посмекалистее, живее по реакциям и индивидуальнее, чем подельники. Не случайно, что именно его исполнитель Юрий Никулин не только был взят Леонидом Гайдаем на трагикомическую роль несчастного вора в новелле «Родственные души» в фильме «Деловые люди», но и сыграл Горбункова в «Бриллиантовой руке», оказавшись своего рода «альтер-эго» режиссёра.

Ссылка на основную публикацию