151cdc30a54deb04

Журнал Ровесник

В начале 80-х годов основным легальным источником информации о рок-музыке на русском языке стал для молодежи журнал «Ровесник». В 1983 году (№№ 8-12) там был напечатан перевод классической работы английского писателя Х.Дэвиса «Авторизованная биография «Битлз».

В 1985 г. в «Ровеснике» был напечатан перевод книги английского журналиста Ника Кона «Рок как есть. Очерки очевидца истории поп-музыки», охватывающей период истории рок-н-ролла с начала 50-х по 1970 года. Знаменательна взаимозаменяемость терминов «рок» и «поп», используемых данным автором. Работа Кона отличается иронически-сатирическим подходом к предмету анализа: «Рок-н-ролл был очень простой музыкой. Самое существенное в нем — это шум, который он производил, и сильная эмоциональная реакция, которую он стремился вызвать… В большинстве рок-песен связного текста практически не было — его заменяли отдельные выкрики, которые недалеко ушли от тарабарщины… Это был своего рода шифрованный язык, цель которого заключалась в том, чтобы сделать рок совершенно непонятным для «непосвященных». Характеризуя таким образом рок-тексты раннего периода (композиции Элвиса Пресли и Литтл Ричарда), о рок-композициях более позднего времени, в частности, принадлежащих Леннону и Маккартни («Битлз»), Кон говорит следующее: «Да, это правда, «Битлз» делают хорошую музыку, но скажите, когда это поп имел что-либо общее с хорошей музыкой? Собственного мозга у него нет. Он улавливает модные течения, настроения, увлечения молодежи и замораживает их в образы. Он сделал гигантские карикатуры на страсть, насилие, романтическую любовь и бунт, и эти карикатуры самые точные, самые сильные выдумки нашего времени.40 Революцию в тексте рок-композиций Кон связывает с именем американского музыканта Боба Дилана, пишущего в стиле фолк-рока (рок, обогащенный приобщением к народной музыкальной стихии). «На крыльях ветра» Дилана (1964) стала первой антивоенной песней, попавшей в число бестселлеров. «Внезапно поп-сочинители поняли, что могут пойти дальше трехаккордных любовных песен. Теперь все стали писать песни, которые раньше были бы просто немыслимы, все бросились исследовать глубины философии, политики и социальной жизни. Разумеется, эти «исследования» были, как правило, абсолютной чепухой, но тем не менее они двигали поп-музыку вперед. Поп перестал означать простой шум. И все это началось с Дилана. В ту пору, когда «Битлз» были еще просто «длинноволосыми чудо-мальчиками из Мерсисайда», а «Роллинг Стоунз» играли свои блюзы, Боб Дилан уже писал стихи и делал хиты, с помощью которых ему удалось совершить крупнейший со времен Элвиса переворот в поп-музыке.»
Таким образом Кон перевел на язык массовой литературы ту «сакральную» функцию рока, о которой писали Роззак, Рейч и Йингер, одновременно намеренно девальвируя систему рок-ценностей.

авторизованная биография битлз

Ссылка на основную публикацию